Грузинский художник, прославленный на весь мир после смерти, – Нико Пиросмани

Фото статьи Культура

Нико Пиросмани (Николай Пиросманишвили) — один из самых известных грузинских художников-самоучек конца XIX – начала XX века. Его работы — это яркий пример стиля примитивизм. К сожалению, как и у многих других мастеров своего дела, талант Нико был отмечен по заслугам только после его смерти. За свою жизнь им было создано около двух тысяч живописных полотен, росписей и вывесок. Художник работал практически бесплатно и умер никому неизвестным. Через полстолетия его картины стали набирать популярность и выставлялись от Парижа до Нью-Йорка. Грустная история, известная многим лишь благодаря песне «Миллион алых роз». Мало кто знает, что слова этого музыкального произведения были адресованы грузинскому художнику Нико Пиросмани.

Биография

Ранние годы

Детство провел в селе Мирзаани неподалеку от Сигнахи. Отец, Аслан Пиросманишвили, работал садовником, а мать, Текле Токликашвили, была уроженкой села  Земо-Мачхаани. Фамилию будущего художника знали повсеместно, т. к. она была довольно распространенной в тех местах (в наши дни особенно популярна в Мирзаани). Позже Нико упростит свою фамилию для подписи на картинах до «Пиросмани». При этом люди станут называть его по-разному: Пиросман, Пиросмани, Пиросмана, Никала.

Точная дата рождения художника неизвестна. Условно считается, что он родился в 1862 году. Помимо мальчика в семье росли две его сестры и старший по возрасту брат Георгий. Судьба оказалась не благосклонной к нему, прожил он недолго. Позднее в 1870 году умер и их отец. Это печальное событие разделило жизнь Нико на «до» и «после». Дело в том, что до смерти отца мальчик проживал с семей в Мирзаани, а после,  возрасте восьми лет, был вынужден уехать в Тбилиси. Родные места он посещал нечасто, да и само село значительно изменилось за прошедшие годы. Единственное, что осталось на том же месте — Мирзаанский храм.

Проживание мальчика в Тбилиси не оставило никаких следов для истории, о периоде 1870-1890 гг ничего не известно. Паустовский писал, что Пиросмани был устроен слугой в хорошую семью. Этой версией можно объяснить, откуда в мальчике появилась любовь к живописи и его снобизм, которым он отличался от окружающих в средние года. С юношеских лет он перестал облачаться в одежду крестьян и перешел на европейский фасон.

В 1890 году юноша устроился кондуктором на железнодорожный транспорт. Это удалось выяснить благодаря расписке 01.04.1890 года о выдаче ему должностной инструкции. Там он проработал четыре года, повидал многие города Грузии и соседнего Азербайджана. Но особых успехов Нико на этой должности так и не достиг, поэтому 30 декабря 1893 года его уволили с выходным пособием (45 руб). Свои впечатления от путешествий он воплотил в картине «Поезд» («Кахетинский поезд»).

Константин Паустовский так описывал те события: Нико придумал сюжет картины, в котором присутствовали начальник железнодорожных путей и его жена. Но портрет выглядел очень странно, из-за чего начальник пришел в бешенство и уволил Пиросмани с работы. Но стоит ли этому достоверно верить? Скорее всего, это только миф.

Фото 2Было еще одно необычное совпадение. Когда Нико работал кондуктором, в железнодорожных мастерских появился пришлый бродяга Пешков. Он остался в Тбилиси на ж/д службе с 1891 по 1892 годы. Здесь же к нему пришла слава хорошего рассказчика.  Эгнате Ниношвили посоветовал Пешкову написать о событиях, которые тот настолько интересно описывал. Появился рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом «Максим Горький». Почему-то режиссеры пока еще не додумались в своих фильмах снять хотя бы одну сцену, где знаменитый писатель закручивает гайки на вагонах под присмотром Пиросмани.

В тот же период времени (примерно в 1880-х годах) ему удалось накопить достаточную сумму денег для постройки своего жилища в Мирзаани. Этот небольшой домик существует по сей день.

Уволившись с железнодорожной службы, Нико стал торговцем молока. На открытие магазина денег не хватало, поэтому он продавал с обычного стола. Где именно осуществлялась эта торговля неизвестно: возможно где-то в районе Верейского спуска (у современного отеля «Редиссон») или на Майдане. Вполне вероятно, место продажи молока постоянно менялось. Но сам момент такой работы стал важной частью биографии художника: тогда-то он и приступил к написанию первых картин.

Фото 3Изначально Нико рисовал на стенах своей лавки. Об этом указывают воспоминания помощника и его жены. Первый портрет Пиросмани посвятил Алугишвили (“Был я чёрным и выглядел страшно. Дети пугались, пришлось сжечь”). Его супруга позднее вспоминала, что художник уделял большое внимание портретам обнаженных женщин. При чем более поздние работы автора были напрочь лишены эротического подтекста, данная тема стала ему попросту не интересна.

Торговать молоком у Пиросмани получилось недолго. Уже в то время его отличительной чертой стал снобизм и асоциальное поведение. Нико не нравилась простая работа. Общение с людьми тоже давалось не легко. Толпы народа были ему чужды, некоторым он казался очень странным, его боялись. Приглашения на обеды он отвергал, считая, что хозяин не может его пригласить просто так, не имея для этого никакого хитрого плана.

Позже Нико совсем забросил работу и стал бродягой.

Лучшие годы

Расцветом творчества художника стал период с 1895 по 1905 годы. В это время он стал вести свободный образ жизни и много рисовать. Преимущественно художники существовали за счет меценатов. В Тбилиси ими считались духанщики. Они кормили талантливых музыкантов, певчих и художников. Благодаря им Нико углубился в свое творчество и начал создавать картины. Самые интересные полотна продавал за 30 рублей, а простые «уходили» за рюмку спиртного.

Родительский дом Пиросмани в Мирзаани

Один из основных заказчиков картин Пиросмани — Бего Яксиев. Его духан располагался неподалеку от современного монумента Бараташвили. Это заведение приютило художника на несколько лет. Позднее он создал картину по мотивам такой жизни «Компания Бего» (человеком, у которого шляпа на голове и рыба в руках, скорее всего, был сам автор).

Немало времени Нико провел в другом духане под названием «Эльдорадо», который находился в Ортачальских садах. Хозяину духана, Титичеву, принадлежало не просто здание, а целый парк развлечений в его окрестностях. Все это вдохновило Нико на создание своих лучших полотен, таких как: “Жираф”, “Красавицы Ортачала”, “Дворник” и “Черный лев”. Последняя из перечисленных работ была посвящена сыну духанщика. Большинство картин этого периода творчества стали частью коллекции Зданевича. В настоящее время они размещены в голубой галерее на улице Руставели.

Духан – это такой исторический вид грузинского общепита. Слово произошло от арабского “дукан”, которое в разные эпохи значило все, что угодно, от магазина до ресторана.

Еще художник обитал в духане «Рача», но доподлинно неизвестно та ли это «Рача», что находится в наши дни на ул. Лермонтова.

Фото 4Всего, что зарабатывал Пиросмани хватало только на покупку красок и еды. За жилье платить было не нужно, духан предоставлялся художнику бесплатно. Часть денег Нико оставлял на поездки домой, в родное село, и на посещение других городов. Спустя годы некоторые его картины были обнаружены в Гори и Зестафони. Посещал ли художник Сигнахи? Трудно ответить. Следов его творчества там обнаружено не было, несмотря на то, что это довольно крупный населенный пункт недалеко от его родного села.

Следует сказать, что лишних денег у художника все-таки не было. Ему их не хватало.

Долго проживать в одном духане он не мог, хотя ему предлагали хорошие условия. Он часто переходил с места на место. Большую часть времени проводил в районе вокзала Тбилисси (кварталы  Дидубе, Чугурети и Кукия). Недолго пробыл на Молоканской улице, которую позже назвали его именем.

На краски художник денег не жалел. Выбирал европейских или российских производителей. Основой картин служили стены, доски, листы из жести. Особенно часто он рисовал на черных трактирных клеенках. Именно поэтому в его картинах много черного цвета, это не краска, а цвет фона клеенки. Так был написан и «Черный лев» – белой краской на черной клеенке. Благодаря выбору такого необычного материала, картины Пиросмани очень хорошо сохранились, по сравнению с работами других художников того времени, использовавших холсты.

Маргарита

Наибольшую известность получила одна из работ мастера — портрет Маргариты де Севр, которая была известной французской актрисой. Ради нее художник потратил все деньги на покупку «миллиона алых роз». Вознесенским, автором прославленного стихотворения, эта история была немного приукрашена, но суть осталась верной. События произошли в Тбилиси в начале XX века.

Фото 5
Актриса Маргарита

Маргарита де Севр была французской танцовщицей, в которую безответно влюбился Пиросмани. Чтобы завоевать ее сердце, он продал все, что у него было на тот момент. А на полученные деньги скупил цветы, какие только нашел в Тбилиси. История произошла весной, поэтому розы еще не цвели. Нико выкупил у торговцев разные виды цветов и усыпал ими всю улицу перед домом возлюбленной. Охапки сирени, акаций, анемон, бегоний, лилий, маков, пионов были разложены прямо на мостовой. Действительно ли их было около миллиона, неизвестно.

От такого цветочного изобилия Маргарите показалось, что в нее влюбился местный богач. Она и не думала, что покорила сердце бедного художника. Измученный, без гроша за душой Нико так и не смог ее заинтересовать. Она вернулась во Францию и связала свою судьбу с каким-то военным. После ее отъезда Нико Маргариту больше никогда не видел. После его смерти, работы художника отправились на выставку в Лувр. К знаменитому портрету подошла старая женщина и сказала, что изображенная на нем женщина — это она. Какой была настоящая жизнь Маргариты, история умалчивает, а вот судьба Нико сложилась печально.

Первая и единственная прижизненная выставка автора прошла в квартире города Тифлиса. Это событие стало возможным с помощью братьев Зданевичей. Они открыли для публики удивительный талант Пиросмани. Нико заметили в «Обществе грузинских художников», но это никак не повлияло на его жизнь. Он все сильнее отдалялся от людей, не принимал ничью помощь, вел отшельнический образ жизни. «Общество грузинских художников» собрало 300 рублей для помощи талантливому живописцу, но его так и не смогли найти, чтобы отдать эти деньги.

Смерть

Фото 5Перед смертью Нико сильно голодал, вел нищенский образ жизни. Он ушел из жизни 5 мая 1918 года. Введение сухого закона в Тбилиси заставило многих духанщиков закрыть свои заведения, поэтому художник больше не смог зарабатывать себе на еду. Нико был согласен даже на милостыню, хотя ранее отказывался от любой помощи. Он нашел для проживания маленькую комнату, расположенную под лестницей в подъезде старинного дома. Ему не хотелось никого видеть, поэтому он старался не попадаться на глаза соседям.

Только сильный кашель выдавал его местонахождение. У него болели ноги, руки, спина и грудь. В своем убежище он провел в беспамятстве не менее трех дней, когда его нашли соседи и сопроводили в больничные покои. В них он и умер, так и не придя в сознание.

Дом, где провел свои последние дни художник, сохранился. В маленькой комнатке под лестницей оборудован музей, а улица, на котором стоит этот дом, названа в его честь.

Творчество мастера стало известным только после его смерти, хотя сам он всю жизнь провел в нищете и умер от голода. Картины художника-самоучки вызывают душевный отклик у зрителей по всему миру. Нико Пиросмани даже не мог предположить, насколько сильно будут восторгаться его работами в далеком будущем.

Галерея

Заключение

Бесценными считаются не только живописные полотна мастера, но даже воспоминания о нем. Грузины любят Пиросмани и чтят его творчество.

В давние времена художник воплощал на своих полотнах все, что видел вокруг себя: улочки, местных жителей, соседей. В Районе Абанотубани уютно расположилась скульптура Пиросмани: он стоит на коленях, удерживая барашка в руках. Образ художника немного грустный, но такова была его жизнь. Даже не имея богатства, он смог внести огромный вклад в сокровищницы мировой живописи. Знаменитые слова про «Миллион алых роз» не раскрывают и малой доли того дарования, которым обладал великий мастер.

Оцените статью
GeoGid
Добавить комментарий

Капча загружается...